Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Дзержинский
Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский»

8(495)551-4155, факс 550-7744

140090,г.Дзержинский, Московская область, улица Спортивная д.20а

Порталы Подмосковья

Федеральный закон РФ «Об альтернативной гражданской службе» № 113-фз от 25 июля 2002 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ

«ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ» № 113-ФЗ

от 25 июля 2002 г.

 

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года                                                      Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

  1. Альтернативная гражданская служба- особый вид тру­довой деятельности в интересах общества и государства, осу­ществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
  2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, дру­гие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, об­щепризнанные принципы и нормы международного права и ме­ждународные договоры Российской Федерации.
  3. Статус граждан, проходящих альтернативную граждан­скую службу, устанавливается настоящим Федеральным зако­ном в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернатив­ную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотрен­ных настоящим Федеральным законом.

 

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хо­зяйствование и занимается традиционными промыслами.

 

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются’ граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не ; пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично пода­ли заявление в военный комиссариат о желании заменить во­енную службу по призыву альтернативной гражданской служ­бой и в отношении которых в соответствии с настоящим Феде­ральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее — призывная комиссия) принято соответствующее решение.

  1. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

 

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

  1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в орга­низациях, подведомственных органам местного самоуправле­ния, определяется федеральным законом.

  1. Граждане проходят альтернативную гражданскую служ­бу, как правило, за пределами территорий субъектов Россий­ской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гра­жданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

  1. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным на­родам, направляются для прохождения альтернативной граж­данской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
  2. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определя­ются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образова­ние, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
  4. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтерна­тивную гражданскую службу, не должна препятствовать трудо­устройству других лиц, а также служить основанием для пере­вода на другое место работы лиц, выполняющих работу по тру­довому договору, или для их увольнения.

 

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

  1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призы­ву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государствен­ную аккредитацию по соответствующим направлениям подго­товки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 ме­сяц.
  2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок воен­ной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударствен­ные образовательные учреждения высшего профессионально­го образования -18 месяцев.
  3. Началом альтернативной гражданской службы граждани­на считается день его убытия к месту прохождения альтерна­тивной гражданской службы, указанный в предписании военно­го комиссариата.
  4. Окончанием альтернативной гражданской службы граж­данина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с аль­тернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную граждан­скую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
  5. В срок альтернативной гражданской службы не засчиты­ваются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предостав­ляемых работодателем гражданам, обучающимся в образова­тельных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного нака­зания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотиче­ского или иного токсического опьянения.

 

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

  1. Альтернативная гражданская служба организуется в со­ответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации.
  2. Организация альтернативной гражданской службы осу­ществляется специально уполномоченными федеральными ор­ганами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федера­ции в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Рос­сийской Федерации в соответствии  со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также органи­зационных, контрольных и иных функций в области организа­ции альтернативной гражданской службы.

  1. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными консти­туционными законами, настоящим Федеральным законом, дру­гими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения аль­тернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной граж­данской службы и обеспечивает их исполнение.
  2. В организации альтернативной гражданской службы уча­ствуют федеральные органы исполнительной власти, опреде­ляемые Президентом Российской Федерации и Правительст­вом Российской Федерации в соответствии со своими полномо­чиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где преду­смотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням ви­дов работ, профессий, должностей, на которых могут быть за­няты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где преду­смотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной граж­данской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернатив­ную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган ис­полнительной власти или в орган исполнительной власти субъ­екта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, на­правленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обуче­ние граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернатив­ную гражданскую службу, и их социальную защиту.

 

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления и организаций, способствующие своими дейст­виями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей аль­тернативной гражданской службы или не исполняющие обязан­ности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными норматив­ными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Рос­сийской Федерации.

 

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернатив­ную гражданскую службу, осуществляется за счет средств фе­дерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федера­ции, бюджетов организаций и внебюджетных источников в по­рядке, установленном законодательством Российской Федера­ции.

 

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституцион­ными законами, другими федеральными законами и принимае­мыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 


 

Глава 2. Организация направления граждан

на альтернативную гражданскую службу

Статья 10. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу

  1. Направление гражданина на альтернативную граждан­скую службу включает:

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также — заявле­ние);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой за­мене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о на­правлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение пред­писания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

  1. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления со­вместно с военным комиссаром и осуществляет призывная ко­миссия в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и настоящим Федеральным за­коном.
  2. На мероприятия, связанные с направлением на альтер­нативную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата.
  3. Порядок направления граждан на альтернативную граж­данскую службу определяется настоящим Федеральным зако­ном, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и прини­маемыми в соответствии с ними иными нормативными право­выми актами Российской Федерации.
  4. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным на­родам, направляются для прохождения альтернативной граж­данской службы в порядке, определяемом положением о по­рядке прохождения альтернативной гражданской службы.

 

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

  1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в во­енный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в сле­дующие сроки:

до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;

до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на воен­ную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преж­девременном прекращении основания для отсрочки вправе по­дать заявления о замене военной службы по призыву альтер­нативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 ок­тября в течение 10 дней со дня прекращения основания для от­срочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на воен­ную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной граждан­ской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убе­ждениям или вероисповеданию.

  1. В заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой гражданин указывает при­чины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся), К заявлению граж­данин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые со­гласны подтвердить достоверность его доводов о том, что не­сение военной службы противоречит его убеждениям или веро­исповеданию.

  1. Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

 

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

  1. Заявление гражданина о замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной ко­миссии гражданин извещается заблаговременно.

  1. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убежде­ниям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии граждани­на, а также лиц, которые согласились подтвердить достовер­ность его доводов о том, что несение военной службы противо­речит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призыв­ной комиссией.

  1. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией допол­нительных материалов срок вынесения заключения или приня­тия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заклю­чения (решения).

  1. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о заме­не военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соот­ветствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

  1. Уважительными причинами неявки гражданина на засе­дание призывной комиссии при условии документального под­тверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, до­чери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодо­лимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной ко­миссией или судом.

  1. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о на­правлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

 

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

  1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельст­вование и является на заседание призывной комиссии для ре­шения вопроса о направлении его на альтернативную граждан­скую службу.
  2. Медицинское освидетельствование граждан, направляе­мых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» для граждан, подлежащих при­зыву на военную службу.
  3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соот­ветствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии основа­ний для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.                                    

  1. В случае неявки гражданина на заседание призывной ко­миссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит при­зыву на военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе».

 

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

  1. К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти.
  2. Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, является в военный комиссариат в срок, указан­ный в повестке военного комиссариата, и получает под распис­ку предписание для убытия к месту прохождения альтернатив­ной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтерна­тивной гражданской службы в указанные в предписании .сроки.

 

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой мо­жет быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

 

Глава 3. Прохождение альтернативной, гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

  1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, дру­гими федеральными законами, положением о порядке прохож­дения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом во­енный комиссариат, который направил гражданина на альтер­нативную гражданскую службу, а также федеральный орган ис­полнительной власти или орган исполнительной власти субъек­та Российской Федерации, которому подведомственна органи­зация.
  3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гра­жданскую службу, из одной организации в другую осуществля­ется по основаниям и в порядке, которые определяются поло­жением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
  4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в пределах их компетенции граждане, прохо­дящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликви­дации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федера­ции.

 

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу      

  1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

 

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан,

проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

  1. Статус граждан, проходящих альтернативную граждан­скую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантирован­ных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными за­конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих аль­тернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтерна­тивной гражданской службы.
  3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной граждан­ской службы.

 


 

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

  1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, свя­занные с особым характером их трудовой деятельности.

 

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

  1. Продолжительность рабочего времени граждан, прохо­дящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной сани­тарии устанавливаются в соответствии с трудовым законода­тельством и иными нормативными правовыми актами, содер­жащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в ме­роприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной вла­сти либо руководителем органа исполнительной власти субъек­та Российской Федерации, которому подведомственна органи­зация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражда­нину участие в указанных мероприятиях, определяются поло­жением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

  1. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответст­вии с действующей в организации системой оплаты труда.
  2. Организации, где предусматривается прохождение аль­тернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную граждан­скую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную граж­данскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

  1. Обеспечение специальной одеждой, специальной обу­вью, другими средствами индивидуальной защиты и иное ма­териальное обеспечение граждан, проходящих альтернатив­ную гражданскую службу, осуществляются организациями в

порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законода­тельством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

  1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социаль­ному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

 

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

  1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, феде­ральные конституционные законы и другие федеральные зако­ны, выполнять требования, установленные настоящим Феде­ральным законом, положением о порядке прохождения альтер­нативной гражданской службы, локальными нормативными ак­тами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором,

  1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие фи­зическим и юридическим лицам в их предпринимательской дея­тельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена орга­низация, где они проходят альтернативную гражданскую служ­бу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по сво­ей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабо­чего времени, установленного правилами внутреннего трудово­го распорядка и графиками сменности.

 

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу       

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую служ­бу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гра­жданской службы.

 

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

  1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гра­жданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Ду­мы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной осно­ве;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о . назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

  1. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с аль­тернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
  2. Порядок увольнения гражданина с альтернативной граж­данской службы определяется настоящим Федеральным зако­ном и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
  3. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, оп­ределяемыми руководителем федерального органа исполни­тельной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомст­венна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федераль­ного органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем  срочно­го трудового договора с гражданином, проходящим альтерна­тивную гражданскую службу. Работодатель производит соот­ветствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работода­тель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

  1. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную граж­данскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведо­мить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

 

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

  1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Фе­дерации.
  2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

 

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание за­конодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержа­ния:

«представитель соответствующего органа федеральной го­сударственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)»;

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым сле­дующего содержания:

«представитель соответствующего органа федеральной го­сударственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)»;

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом «л» следующего содержания:

«п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу».

 

Президент

Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

25 июля 2002 года

№113-ФЗ